Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
62, С. 333-338 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Севский Преображенский монастырь. Фотография. 20-е гг. XX в.
Севский Преображенский монастырь. Фотография. 20-е гг. XX в.

Севский Преображенский монастырь. Фотография. 20-е гг. XX в.
(Брянской епархии и митрополии), находится в г. Севске Брянской обл. Основан не ранее сер. XVII в., впервые упоминается при описании города в 1679 г. как община сестер-пустынниц при чудотворном списке Молченской иконы Божией Матери. Начальницей общины названа Евдокия Акиндинова, к-рая пригласила свящ. И. Д. Коробова из Архангельской ц. «на всегдашнее служение в своем монастыре» (Пясецкий. 1873. № 2. С. 73). В 1684 г. по ходатайству окольничего А. А. Шепелева цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи пожаловали в севский Троицкий девичий монастырь 4 колокола весом 50, 30, 20 и 10 пудов, к-рые были помещены на деревянной колокольне при входе.

В 1694 г. на средства севских воевод князей П. Л. Львова и И. Б. Львова возле св. ворот обители, при входе, был выкопан колодец глубиной 10 саж. По городской описи 1698 г., С. Т. м. находился возле Пречистенской проездной башни с вестовым колоколом. В обители находились деревянная соборная Троицкая ц., кельи и ограда в виде частокола, колокольня располагалась над св. воротами. 27 сент. 1705 г. был выдан антиминс для освящения монастырской ц. в честь Рождества Богородицы, который получил поп Михаил Филиппов из г. Путивля (Холмогоров. 2010. С. 188).

В описи 1709 г. упоминаются деревянная церковь Троицкого девичьего мон-ря «с приходом в большом городе», при ней поп Алексий (40 лет) с женой Пелагеей, и 2-я ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, тоже деревянная. В приходе значилось 50 дворов. По переписи 1711 г. в мон-ре проживали игум. Анна (80 лет) и 33 монахини. Со слов игумении, у обители не было никакого денежного и хлебного жалованья, насельницы жили за счет подаяния и своей работы; обители принадлежал только доход от мельницы в дер. Гридне Севского у. на р. Усоже, «наличного хлеба и пашни» у насельниц также не было, из домашнего скота - 2 лошади, 2 коровы и 5 овец (Севские мон-ри. 1891. С. 44). В 1714 г. упоминается игум. Варвара, в 1751 г.- наместница схим. Евдокия (Коробова).

При игум. Маргарите, бывш. насельнице путивльского Духовского мон-ря, возглавлявшей обитель в 1751-1782 гг., вместо 2 деревянных церквей в 1760-1761 гг. был возведен 2-этажный каменный Троицкий собор в стиле украинского барокко с приделом в честь Рождества Богородицы в нижнем этаже (освящен в 1762). Рождество-Богородицкая ц. была теплая, верхняя Троицкая ц.- холодная. Для собора был выполнен 5-ярусный иконостас, сделанный по образцу иконостаса Великой ц. Киево-Печерской лавры. В тот же период началось строительство каменной ограды с 4 башнями на углах. По монастырскому правилу, каждую субботу после утрени читался акафист Пресв. Богородице, в это время служащий священник спускал и выносил на середину храма Молченскую икону, находившуюся над царскими вратами.

Троицкий собор. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Сержант Пеппер / Wikimedia Commons
Троицкий собор. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Сержант Пеппер / Wikimedia Commons

Троицкий собор. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Сержант Пеппер / Wikimedia Commons
После введения штатов в 1764 г. С. Т. м. стал необщежительным третьеклассным, с выдачей на его содержание из Коллегии экономии 375 р. 60 к. в год; из этой суммы игумения получала 40 р., монахини - по 10 р. В 1766 г. в обители состояли 16 штатных и 11 заштатных монахинь, а также 2 белых священника. В 1780 г., при разработке регулярного плана г. Севска, территория мон-ря была включена в квартальную застройку, после чего обитель оказалась в центре города, около присутственных мест и городского торга, и заняла целый квартал.

В 1782 г. игум. Маргарита была уволена за штат, ее сменила бывш. казначея мон. Евпраксия († 1791; с 6 янв. 1782 игумения), избранная сестрами, к-рая продолжила строительные работы в мон-ре. При ней в 80-х гг. XVIII в. вместо прежней деревянной выстроена большая каменная надвратная колокольня, выполненная в украинском стиле, на 4 столбах, к-рые образовывали св. ворота. Впосл. колокольня из-за отсутствия единой опоры немного наклонилась в сторону. По духовному завещанию игум. Евпраксия была погребена у алтаря главной церкви севского в честь Преображения Господня женского монастыря.

После игум. Евпраксии настоятельницей С. Т. м. на протяжении 38 лет была игум. Паисия, единогласно избранная сестрами (произведена в сан игумении 26 апр. 1791). Она выделила капитал на обеспечение всех буд. настоятельниц С. Т. м., увеличила положенные монастырские штаты (игумения и 17 монахинь) на 10 чел. При игум. Паисии в монастырском богослужении были введены нек-рые элементы богослужения Киево-Печерской лавры: полный чин Воздвижения Креста, благословения священника при отпустах, обнесение вокруг храма плащаницы на вечерне Великой пятницы и проч. (Пясецкий. 1873. № 2. С. 85-86). В то время монастырская община состояла из 50 сестер вместе с послушницами. Благотворителями обители были помещики Череповы и Вязьмитины, пожертвовавшие свою семейную реликвию - чтимый список Дубовичской иконы Божией Матери. Сохранились упоминания о монастырских священниках рубежа XVIII и XIX вв.: об Алексии Адрианове и Иоанне Петрове, о Луке Аркине и диак. Николае Иванове; также более 40 лет в соборе обители служил свящ. Иоаким Филиппов.

Во время отстранения игум. Паисии, до 1829 г., С. Т. м. управляла мон. Мариамия, затем 21 нояб. 1829 г. в сан игумении была возведена мон. Евстолия. При ней в 1830 г. обветшавшая каменная ограда была разобрана и на следующий год сделана новая, после чего территория обители немного увеличилась. В 1831 г. игум. Евстолия скончалась от холеры, и настоятельницей С. Т. м. стала Македония (1831-1835; с 9 сент. 1831 игумения), бывш. казначея елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря. При ней в 1-й пол. 30-х гг. XIX в. были сооружены новые кельи, перестроена надкладезная часовня, позже, в 1836 г., боковые пристройки к центральной части собора заменили по плану дмитровского уездного архит. К. К. Беркута на 2-этажные объемы с юж. приделом во имя свт. Митрофана Воронежского и сев. приделом во имя вмц. Варвары (оба на верхнем этаже собора).

Насельницы жили в крайне стесненных условиях, т. к. С. Т. м. был особножительным. Гос-во отпускало средства на содержание 17 монахинь, положенных по штату, тогда как в обители проживали 100 насельниц. В каждой келье, которая устраивалась на средства сестер, живших в ней, была старшая монахиня, отвечавшая за всех перед начальством. Иногда ее именовали старицей и поручали ей новоначальных, к-рых и подселяли к ней. Кельи буквально лепились друг к другу; чтобы поставить новый сруб, насельницы договаривались с благодетелями о его покупке, но в такой тесноте для него с трудом находили новое место. В келье жили от 6 до 10 чел., питались все вместе, вставали в полночь на общую молитву. На свое содержание монахини зарабатывали рукоделием: ткали сукно, шили постельное белье, перчатки, вязали носки, изготавливали веревочную обувь и др., затем самостоятельно продавали свои изделия на городском рынке.

О жизни монахинь в С. Т. м. рассказывается в Житии прп. Василия (Кишкина), к-рый окормлял С. Т. м. с 1811 по 1831 г. по просьбе орловского еп. Досифея (Ильина), часто приезжал туда и переписывался с сестрами вплоть до самой смерти (Василий (Кишкин), прп. Письма о подвижничестве инокинь. Серпухов, 2015). Насельниц также окормляли прп. Лев (Наголкин) и прп. Макарий (Иванов) Оптинские. В эти годы обитель славилась своим образцовым порядком, внутренним и внешним благоустройством, ее насельницы избирались казначеями и настоятельницами в др. жен. российские мон-ри, напр. игум. Серафима (Соковнина), игум. Еликонида (Булгакова) - в орловский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь, игум. Венедикта - в Борисовскую Тихвинскую пуст. (см. Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь).

В 1827 г. прп. Макарий Оптинский был назначен духовником С. Т. м. и первое время бывал здесь вместе со своим духовным отцом, схим. Афанасием (Захаровым). Как писал сам прп. Макарий, «в Севске более половины мне известны - не скажу, что свято живут, но желают спастись и находятся в подвиге против страстей; побеждаются и побеждают, падают и восстают, познавая свою немощь и надеясь не на свои дела, а на Божие милосердие» (Макарий (Иванов). 1863. С. 64). В монастыре практиковалось не только духовное окормление сестер, но и откровение помыслов старицами в своих кельях.

С севскими инокинями переписывались и др. оптинские отцы, в частности архим. Иувеналий (Половцев), иером. Флавиан (Маленков), прп. Иларион (Пономарёв), прп. Амвросий (Гренков) и прп. Иосиф (Литовкин). По благословению духовных наставников монахини переписывали святоотеческие рукописи уставным письмом. В б-ке Оптиной пуст. хранится «Лествица», переписанная в 1855-1856 гг. севскими монахинями Афанасией (Глебовой) и Меланией (Ивановой) (РГБ НИОР. Ф. 214. Опт-515). В историческом описании мон-ря отмечалось, что «книга св. Иоанна Лествичника была знакома даже малолетним девочкам. Самый язык монашеский от частого употребления книжных изречений и некоторых символических слов стал языком особенным, малопонятным для мирских людей» (Пясецкий. 1873. С. 27). Постриги в С. Т. м. проводили иеромонахи из Площанской пуст. (см. Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь) или архиерейского дома.

С 1835 по 1848 г., когда С. Т. м. управляла игум. Магдалина (Пономарёва; † 25 авг. 1848; погребена близ придела вмц. Варвары), монастырская община значительно увеличилась - до 300 чел. Среди насельниц обители были мон. Маргарита, сестра с.-петербургского военного генерал-губернатора С. К. Вязьмитинова; мон. Иоанникия (Шаховская); схим. Сергия (Ергольская), дочь генерал-майора В. Н. Ергольского; мон. Пантелеимона (Гейден); мон. Досифея (Лыкошина), помощница игум. Магдалины, племянница прп. Зосимы (Верховского). Здесь же подвизались родные племянницы Макария Оптинского мон. Афанасия (Глебова) и мон. Мелания Иванова, а также его двоюродная сестра мон. Порфирия (Маркова).

Игум. Магдалину (Пономарёву) сменила игум. Магдалина (Длотовская), бывш. казначея С. Т. м., к-рая возглавляла обитель с 1848 по 1857 г. Сохранились письма ее духовника, архим. Смарагда (Фёдорова), настоятеля Свенского (Свинского) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (ОР РГБ. Ф. 777. Оп. 3. Д. 338). В 1858-1866 гг. игуменией была Клеопатра (Головачёва), к-рой в 1862 г. был пожалован наперсный крест. В 1866 г. она была определена на покой в брянский во имя святых апостолов Петра и Павла женский монастырь, но весной 1867 г. назначена настоятельницей в елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. В архиве Оптиной пуст. хранится переписка игум. Клеопатры с прп. Макарием и прп. Моисеем (Путиловым) Оптинскими за 1850-1860 гг.

В апр. 1866 г. настоятельницей С. Т. м. была назначена игум. Парфения († дек. 1887). В 1868 г. Троицкий собор разобрали из-за трещин в стенах, и в 1869-1872 гг. на том же месте был выстроен новый храм по проекту епархиального архит. Н. Т. Ефимова вместимостью до 2 тыс. чел. Позже он был соединен с колокольней 2-ярусным переходом, к которому с 2 сторон пристроены крыльца-притворы. Освящение нового собора состоялось в 1872 г.: главный престол во имя Св. Троицы освящен 8 окт., юж. придел в честь Рождества Пресв. Богородицы - 9 окт., сев. придел в честь Молченской иконы Божией Матери - 10 окт. На хорах 2-го этажа были снова устроены приделы, находившиеся в старом соборе: южный - во имя свт. Митрофана Воронежского и северный - во имя вмц. Варвары. Новый собор был шире старого, и могила игум. Паисии, весьма почитаемой в обители, оказалась под алтарем Богородице-Рождественского придела. В 1868 г. в С. Т. м. также была построена деревянная ц. во имя сщмч. Поликарпа Смирнского (с приделом прп. Макария Египетского), к-рая предназначалась для временных богослужений во время ремонта собора. Территорию мон-ря окружала невысокая каменная стена длиной 290 саж. (ок. 620 м), большинство келий насельниц были деревянными. Также монастырю принадлежала часовня с колодцем, к-рая находилась в 3 верстах от города, в ней хранился чтимый деревянный резной образ Спасителя, сидящего в темнице. В 9-ю пятницу после Пасхи совершался крестный ход с чудотворной Молченской иконой к монастырскому колодцу и после освящения воды - вокруг мон-ря (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 98а. Л. 7).

В 1860 г. имп. Александр II Николаевич пожаловал С. Т. м. 120 дес. леса и 130 дес. луговой земли для сенокоса в Трубчевском у. Пашенная земля в Трубчевском у. близ с. Любец и луговая для сенокоса близ дер. Дубки сдавались в аренду, также обители принадлежали мельница на р. Сев при с. Невдольск, пашенная земля при дер. Липнице и 77 дес. около Севска. С. Т. м. принадлежали и проценты от банковских вкладов благотворителей, в частности, вклад мон. Олимпиады (Лабозиной-Гладковой). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. обитель окормляли свящ. Иоанн Марков (1865), свящ. Николай Введенский (благочинный; 1870), свящ. Феодор Архангельский (1873), бывший настоятель церкви с. Белоголовичи.

Игум. Парфения спасла от закрытия севский в честь Преображения Господня мон-рь, бывш. архиерейский дом, значительно пострадавший от пожара в 1824 г., купив в 1879 г. его постройки и храмы, а также участок 73 дес. 1668 кв. саж. пашенной земли (Дмитриевский. 1912. С. 8). Купленное поместье стало называться Спасским подворьем, на нем проживали престарелые и больные сестры (ок. 100 чел.). В 1881 г. игум. Парфения удостоилась права ношения золотого креста из имп. кабинета.

В 1888-1895 гг. настоятельницей С. Т. м. была назначена мон. Арсения (Нертовская; с 10 февр. 1888 игумения), бывш. ризничая Спасского подворья; при ней в 1891-1892 гг. обитель окормлял благочинный иером. Филарет из Площанской пуст. В 1895-1906 гг. монастырем управляла игум. Агния, бывш. казначея, в 1897 г. упоминаются монастырские священники Андрей Булгаков и Василий Семов. В 1899 г. игум. Агния устроила в С. Т. м. жен. школу в помещении гостиницы. Т. к. среди монахинь не было дипломированных преподавательниц, ее открыли как школу грамоты, учительские обязанности выполняли 2 рясофорные послушницы. В 1901 г. одна из учениц сдала экзамен на звание преподавателя, после чего школу перевели в разряд церковноприходских, назначено жалованье 90 р. в год для 2 учителей. Заведовал школой монастырский свящ. Андрей Николаевский. В 1899 г. в школе занимались 20-30 учениц, через год - 70-80 учениц (Орловские ЕВ. 1908. № 41. С. 1003). С 1909 г. помощником законоучителя являлся диак. Константин Чижов.

При игум. Агнии в апр. 1899 г. мастер-иконописец выполнил 25 живописных стенных изображений в Троицком соборе, также были вызолочены иконостасы собора и поновлены иконы. 16 янв. 1900 г. еп. Орловский Никанор (Каменский) совершил малое освящение собора в сослужении 8 священников и 4 диаконов. В 1900 г. в С. Т. м. получил назначение диак. Владимир Попов, который стал преподавать пение в церковной школе.

С 30 июня 1906 по 6 июня 1916 г. настоятельницей обители была мон. Зинаида (Костина; с 8 сент. 1906 игумения (Там же. 1906. №. 38. С. 1055)), единодушно избранная сестрами. В 1909 г. в монастыре служил свящ. Гавриил Михайлов. По данным за 1909 г., в С. Т. м. было 88 монахинь и 449 послушниц, служили 2 монастырских священника, диакон и диакон на должности псаломщика. В том же году в обитель был проведен водопровод из р. Сев, построена водонапорная башня, устроена больница для сестер под присмотром земского врача. В 1912 г. помимо свящ. Г. Михайлова упоминались монастырские священники Александр Дмитриевский и Михаил Музалевский. В 1913 г. построено новое здание монастырской школы, деревянное на каменном фундаменте.

29 июля 1916 г. Синод назначил настоятельницей С. Т. м. мон. Лидию (Бергман), бывш. насельницу санкт-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова женского монастыря, к-рая управляла обителью вплоть до ее закрытия в 1921 г. После 1917 г. мон-рь лишился всей земельной собственности, помимо преследований властями и разрушенного хозяйства серьезной проблемой стали эпидемии. В 1919 г. скончались более 10 монахинь и послушниц не только преклонного возраста, но и 18-летняя послушница Мария Капшукова, 39-летняя послушница Неонилла Жильцова, рясофорные послушницы Анна и Александра Крашенинниковы, 55 и 56 лет, и др. В годы гражданской войны монахини укрывали раненых и ухаживали за ними, в т. ч. и за ранеными коммунистами.

В 20-х гг. XX в. насельницы обители создали трудовое сестричество (300 чел.), к-рое называлось «Севская Троицкая трудовая артель». Все трудоспособные монахини и послушницы занимались швейным делом: шили постельное белье, а чуть позже заключили договор на поставку носков и перчаток для Красной армии (ГАБО. Ф. Р-85. Оп. 1. Д. 311. Л. 194). В 1920 г. в мон-ре, по сведениям милиции, состояли 440 сестер, в т. ч. игумения, 54 мантийные монахини, остальные - послушницы, в т. ч. рясофорные. Здесь также проживал иером. Тихон (Русаков) из братии Богородицкой Площанской пустыни (Там же. Ф. Р-484. Оп. 1. Д. 66. Л. 36-49).

В 1922 г. за сопротивление конфискации церковных ценностей и принудительному труду по требованию власти игум. Лидия с неск. сестрами были заключены в тюрьму, где их жестоко избивали. Уполномоченная от артели Анастасия Малахова жаловалась в губернский отдел юстиции: «…началось преследование… я и председательница артели Лидия Бергман на улице… были задержаны, обманом приведены в милицию и арестованы; сестры, узнав об аресте их настоятельницы, пришли в милицию узнать, за что арестована Лидия Бергман, но вместо разъяснения их начали жестоко бить и выбрасывать на улицу… После этого обманом взяли остальных членов правления артели» (Там же. Ф. Р-85. Оп. 1. Д. 311. Л. 197 об.).

В нач. 1922 г. на очередном съезде Советов Севского у. после распространения слухов о заразной болезни среди монахинь было принято решение о ликвидации мон-ря и срочной передаче его построек в распоряжение уездного отдела Наробраза для устройства детгородка. Председателем ликвидационной комиссии был назначен руководитель местного ЧК В. П. Галицкий, секретарем - М. И. Легков, членами - В. М. Бобков, Е. Г. Васильев, Н. С. Сыромятнов. Комиссия определила 10 дней на выселение сестер из мон-ря, не оговорив, куда им выезжать. Послушницам разрешено было выезжать со всем личным имуществом, а монахиням - только с разрешения властей; все вывозимое без разрешения немедленно конфисковывалось, как и все оставшиеся вещи. Большинство монахинь отказались покидать обитель, поэтому члены комиссии силой выбрасывали «старых и больных 60-летних женщин на декабрьские морозы… жестоко избивали и отбирали все имущество. Таким образом, закрытие монастыря превратилось в повальный грабеж как личного имущества монахинь, так и монастырского инвентаря и артельных денег» (Захаров. 2012. С. 65).

В предписании комиссии было указано: «…вывезти монахинь с вещами из пределов Севского уезда за 10 верст от границы и оставить в первой попавшейся деревне». С частью монашеской общины так и поступили, остальные были вынуждены уйти, при этом у них отбирали все легкие вещи, белье, посуду и проч., но учета отобранного не велось, и в результате многое было украдено. Позже, при обыске, у Галицкого обнаружили взятые в мон-ре сундук, 5 скатертей, 12 полотенец, 8 коробок бисера и др. личное имущество монахинь (Там же. С. 3). Бывш. игум. Лидия (Бергман) обращалась в соответствующие орг-ции с просьбой разрешить ей поселиться в обители не как настоятельнице, а как рядовой гражданке (Гидулянов. 1926. С. 614). В ответ в июне 1922 г. президиум севского исполкома уведомил ее, что квартиру предоставить не может, т. к. «все квартиры заняты инвалидами Поволжья и совслужащими. Другие монахини вселены были по заключению врачебно-контрольной комиссии как инвалиды» (Там же. С. 615).

3 февр. 1922 г. ликвидационная комиссия завершила работу по освобождению монастырских помещений, мн. церковное неосвященное имущество было роздано местным учреждениям и орг-циям, а богослужебные предметы, в т. ч. 21 серебряный напрестольный крест, переданы комиссией в металлический отдел Наркомфина (Кизимова, Зубова. 1999. С. 160), о чем было доложено на совещании. Тем временем жалобы монахинь дошли до Наркомата юстиции. В ответ на полученную оттуда телеграмму исполком Севского у. направил письмо, в к-ром сообщалось, что у города была огромная потребность в помещениях для инвалидов и детей, никаких злоупотреблений допущено не было, наоборот, члены комиссии терпели от монахинь всевозможные обиды и оскорбления. После разбирательства летом 1922 г. в Севске прошел открытый судебный процесс над 13 руководящими работниками уездной власти. 22 июля выездная сессия Верховного трибунала при ВЦИК вынесла приговор, носивший окончательный характер и не подлежащий обжалованию. Галицкий был приговорен к расстрелу, остальные члены ликвидкомиссии, а также секретарь уездного комитета партии Раков - к разным срокам заключения, проч. руководители уезда были уволены с работы.

Богослужения в Троицком соборе продолжались до 1922 г., когда сестры были вынуждены выехать из обители. При выносе церковного имущества мн. святыни, в частности чудотворную Молченскую икону, удалось спасти, она хранилась на частных квартирах в городе. Церкви мон-ря не были переданы приходским общинам, богослужения в них прекратились. Мн. монахини разъехались по домам, те, кому было некуда ехать, ютились у родственников и знакомых в Севске. Игум. Лидия жила в сторожке городской Вознесенской ц., в этом же храме молилась группа монастырских сестер, в 1923 г. сюда была принесена и чудотворная Молченская икона. В приходской общине служил бывш. монастырский свящ. Александр Дмитриевский, к-рый в 1923 г. примкнул к обновленчеству и стал благочинным, но не получил поддержки прихожан, в 1926 г. был изгнан из Вознесенского храма (Вязьмитин, Харитонов и др. 2017. С. 101-102). В 1926 г. монахини перешли в «тихоновские» приходы г. Севска: в Успенскую соборную ц., где служил их духовник, иером. Павел (Романенко), а также в Крестовоздвиженскую ц., где служил благочинный свящ. Варлаам Попов, ревностный борец с обновленчеством.

В здании Троицкого собора С. Т. м. был устроен кинотеатр «Октябрь», в кон. 20-х гг. XX в. в нем разместили общежитие призывников в армию на время начальной военной подготовки. В др. зданиях находился уездный отдел собеса по инвалидам. В бывш. часовне при входе в мон-рь открыли антирелиг. музей, позже там была мастерская мелкого ремонта. Купол над колокольней был сломан, на ней устроили смотровую площадку для пожарных. В обязанности пожарных входило и отбивание в колокол точного времени сразу же после боя часов на колокольне соборной Успенской ц. Размещенные на территории мон-ря деревянные кельи продавали бывш. монахиням для перевозки в др. места, а также на дрова. В 30-х гг. XX в. на расчищенном месте устроили футбольное поле и беговые дорожки, так появился городской стадион (Гусева. 1993. С. 10).

В 1930 г. группа из 24 монахинь С. Т. м. и иером. Павел (Романенко) в числе др. священников и церковных активистов были арестованы и осуждены на разные сроки с отбыванием в концлагерях Северного края и сосланы в Казахстан за «агитацию против Соввласти и ее мероприятий в деревне и распространение с целью срыва колхозного строительства слухов о будто бы предстоящем клеймении антихристовой печатью колхозников и коммунаров и о том, что якобы, Соввласть просуществует только до осени 1930 г.» (Архив УФСБ по Брянской обл. Д. 13260 П).

После 1945 г. в соборе размещался городской клуб, позднее столовая и клуб уч-ща механизации; интерьер здания был перепланирован с разделением на 2 этажа. На монастырской территории в кон. 40-х гг. XX в. находился финансово-экономический техникум, затем - дорожное хозяйство.

В 1989-1990 гг. собор и колокольня были реставрированы с восстановлением исторического облика (архит. Н. А. Максименко), однако внутри ремонт не проводился (Вязьмитин, Харитонов и др. 2017. С. 47).

В 2000 г., при восстановлении С. Т. м., собор был признан непригодным для богослужений, и жен. монашеская община поселилась при Крестовоздвиженской ц. г. Севска. Троицкий мон-рь был возрожден 7 окт. 2002 г. как мужской, его 1-м наместником стал игум. Варсонофий (Кириллов; † 5 мая 2007) из братии Площанской пуст.

Из-за аварийного состояния штукатурки стен центральной части собора игум. Варсонофий решил отделить юж. крыло, в к-ром был восстановлен придел в честь Молченской иконы Божией Матери, где до наст. времени проводятся все богослужения. В остальной части собора продолжается ремонт. Из прежних монастырских строений сохранились частично разрушенные юж. часть каменной ограды с юго-вост. башней и фундамент просфорни. В 2004 г. в С. Т. м. был построен братский корпус, в 2009 г.- дом священника.

После кончины игум. Варсонофия с 2010 г. и. о. наместника был определен игум. Алексий (Тюрин; † 9 дек. 2020; в 2011 утвержден в должности). С 2012 г. небольшую монашескую общину из 4 чел. возглавляет иером. Василий (Оглоблин; утвержден в должности епархиальным указом 25 янв. 2021) из Богородицкой Площанской пуст.

Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1223, 1232; ГАБО. Ф. Р-85. Оп. 1. Д. 311; Ф. Р-484. Оп. 1. Д. 66; Ф. 121. Оп. 2. Д. 21; Ф. 249. Оп. 1. Д. 246; Ф. 508. Оп. 1. Д. 98а; Амвросий (Гренков), прп. Письма к Афанасии, казначее Троицкого Севского мон-ря: 1873-1887 // РГБ НИОР. Ф. 213. К. 54. Ед. хр. 4; Восп. о старце Леониде (Льве), 2-я пол. XIX в.: Написаны монахиней Севского Троицкого мон-ря // Там же. Ф. 214. Опт-297-2; Жизнеописание Магдалины, игум. Севского мон-ря // Там же. Опт. 224.
Ист.: Макарий (Иванов), прп. Собр. писем. М., 1863. Ч. 4: Письма к монахиням; он же. Собр. писем к монахиням / Вступ. ст.: С. О. Захарченко. Козельск, 2019-2021. Т. 1-3; Василий (Кишкин), прп. Письма о подвижничестве инокинь. Серпухов, 2015.
Лит.: Зуев В. Путешественные записки от С.-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 г. СПб., 1787; [Пясецкий Г. М.] Очерк Севского Троицкого девичья мон-ря и жизнеописание игум. Паисии // Орловские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. № 2. С. 68-88; № 3. С. 112-131; № 4. С. 188-200; № 5. С. 242-252; он же. История Брянской епархии с древнейших времен до 1820 г. Брянск, 2011; Севские мон-ри 1711 г. // Тр. Орловской УАК. 1891. Вып. 3. С. 43-47; Святский Д. О. Ист. очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой вол. Орел, 1908; Дмитриевский А., свящ. К 300-летней истории Севского Троицкого жен. мон-ря. Од., 1912; Гидулянов П. В. Отделение Церкви от гос-ва в СССР: Полный сб. декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и др. сов. социалистических республик. М., 19263; Цапенко М. П. По равнинам Десны и Сейма. М., 1967; он же. Земля Брянская. М., 1972; Гусева Р. А. Севский Троицкий жен. мон-рь // Из истории Севска и его округи. Севск, 1993. С. 3-10; Собор и колокольня Троицкого мон-ря // СПАМИР: Брянская обл. М., 1998. С. 477-479; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам св. обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999; Холмогоров Г. И., свящ. Мат-лы для истории церквей Брянского края. Брянск, 2010; Крашенинников В. П. История Севска и окрестных мест. Брянск, 2011-2012. 2 т.; Захаров В. И. Взаимоотношения местных органов гос. власти и Церкви на территории Брянской губ. в 1917-1929 гг.: Канд. дис. Брянск, 2012; Захарченко С. О. Адресаты писем оптинского старца Льва: Опыт атрибуции писем // Отеч. арх. 2013. № 4. С. 48-52; Вязьмитин О. Р., Харитонов С. А. и др. Храмы Севского у. Брянск, 2017; Каширина В. В. «Огневая монахиня»: Мат-лы к биографии схим. Елецкого Знаменского мон-ря Магдалины (Ивановой) // Феофановские чт. Рязань, 2018. Вып. 11. С. 105-118; она же. Питомица оптинских старцев - игум. Елецкого Знаменского мон-ря Клеопатра (Головачёва) (в печати); Городков А. В., Ильченко Е. С. Севск: Ист.-архит. очерк. Брянск, 2020.
Иером. Диомид (Кузьмин)
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Брянская митрополия Русской Православной Церкви Севский во имя Святой Троицы мужской монастырь (Брянской епархии и митрополии)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АВРААМИЕВ СМОЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный)